Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [9]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт учителя начальных классов
Савинцевой Светланы Александровны


Четверг, 16.05.2024, 01:20
Главная » Статьи » Мои статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблемам творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания.

Творчество как вид человеческой деятельности характеризуется рядом существенных признаков:

1.наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

2.социальная и личная значимость и прогрессивность;

3.наличие объективных предпосылок для творчества

4.наличие субъективных предпосылок (личностных качеств, знаний, умений, мотиваций, творческих способностей);

5.новизна и процесса и результата.

    Творческое мышление – высший уровень развития мышления.

Дж. Гилфорд считал, что уровень развития креативности определяется доминированием в мышлении четырех особенностей.

Во-первых, это оригинальность и необычность высказанных идей, стремление к интеллектуальной новизне. Человек, способный к творчеству, почти всегда и везде стремится найти свое собственное решение.

 Во-вторых, творческого человека отличает семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под разными углами зрения, способность обнаружить возможность нового использования данного объекта.

В–третьих, творческому мышлению свойственна образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые или скрытые качества.

В-четвертых, человек с творческим мышлением отличается от людей других способностью продуцировать разнообразные идеи в  неопределенной ситуации. В частности, в такой, которая, казалось бы, не содержит предпосылок к формированию новых идей.

Чтобы активизировать творческое мышление младших школьников, можно использовать  метод «мозгового штурма» и метод «синектика».

«МОЗГОВОЙ ШТУРМ» является методом, позволяющим снять психологическую инерцию и получить максимальное количество новых идей в минимальное время. Чтобы преодолеть инерцию, нужно создать условия для прорыва «грозных сил и инстинктов», живущих в подсознании. Вместе с тем «мозговой штурм» учитывает не только психологию отдельного человека, но и психологию толпы, что позволяет «выловить» из глубины подкорки мозга тщательно спрятанную там подсказку к решению задачи.

При проведении м. штурма запрещается критика и поощряется любая идея, даже самая шуточная и явно нелепая.

«Мозговой штурм» может возникнуть на уроках русского языка и математики при объяснении нового материала, когда ставится проблема и надо найти выход и при решении какой- либо литературной задачи бытовой или сказочной, во время игры-занятия, при обсуждении какого-либо поступка, случая или эпизода из художественного произведения.

Особенность проведения «мозгового штурма» заключается в том, что дети сами по ходу обсуждения корректируют высказанные идеи, анализируют их (что в них хорошо и что плохо, какую идею можно реализовать быстро и т.д.)

Например, 1класс. Тема « Сказки Корнея Чуковского»

В книге «Доктор Айболит» встречается Тянитолкай- фантастическое животное с двумя головами, расположенными сзади и спереди. Скажите, какие преимущества появились у Тянитолкая благодаря этому качеству?

Ответы: способность постоянно бодрствовать, так  как головы спят по очереди; быстрее ест; видит все, что находится вокруг; имея две головы веселее жить; животное лучше видит и слышит, а значит, может вовремя заметить опасность.

Такие уроки проходят веселее, дети активно участвуют в дискуссиях, пополняется словарный запас, поднимается настроение от сделанных самими открытий.

Второй метод, активизирующий мышление, называется «СИНЕКТИКА».

Автор этого метода - Уильям Дж. Гордон(США)-выделяет два вида процесса творчества:

1)      неоперативные (неуправляемые) – интуиция, вдохновение

2)      операционные (управляемые) – использование различного вида аналогий.

Если целенаправленно учить детей применять разные аналогии, то можно активизировать их творческое мышление.

Для творческого процесса очень важно уметь превращать непривычное в привычное и наоборот. Главное – за новой, непривычной проблемой, ситуацией увидеть нечто знакомое и, следовательно, решаемое известными средствами. Синектика многое взяла из «мозгового штурма», но есть и существенные различия. Для того чтобы использовать этот метод, нужно сначала обучить учащихся творческим приемам и прежде всего – различным видам аналогий: прямой, фантастической, символической, личной.

При прямой аналогии объект сравнивается с аналогичным объектом из другой области, при этом выявляется их сходство с точки зрения каких-либо свойств или отношений.

В зависимости от цели организуются различные виды прямой аналогии. Широко распространена аналогия по форме, например:

Сосулька – карандаш, нож ,перчатки ,ручка ,нос ,клюв.

Часы – луна, солнце, цветок, тарелка, и т.д.

Для знакомства детей с прямой аналогией можно использовать художественные произведения. Например:

На свете все

На все

Похоже:

Змея –

На ремешок

Из кожи;

Луна –

На круглый глаз

Огромный;

Журавль –

На тощий

Кран подъемный;

Кот полосатый –

На пижаму;

Я –

На тебя,

А ты –

На маму.                                       Роман Сеф

ЕЖИНАЯ СЕМЕЙКА

Ёлка будто бы ежиха,

А под ёлкой тихо- тихо

Стайкой маленьких ежат

Шишки бурые лежат.                                       С. Пшеничных.

Следующий вид прямой аналогии – компонентная или структурная аналогия. Она устанавливается по сходству компонентов (элементов), составляющих объектов или входящих в него. Выяснив примерную структуру объекта, необходимо найти объекты аналогичной структуры.

Например:

Снег – одеяло, вата, тополиный пух, мука, сахар, пена.

Шкаф – скворечник, тумбочка для великана, мусорный ящик, автобус, квартира для одежды.

Для знакомства детей с компонентной аналогией можно использовать стихотворение Романа Сефа:

Ванная – море.

Я – пароход,

Полный назад!

Полный вперёд!

Право руля!

Лево руля!

Мчусь я по морю,

Ногами бурля,

Я бы доплыть

До Австралии мог,

Но у Петровых

Протёк потолок.

К прямой аналогии относится и ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ аналогия: надо определить, какие функции выполняет рассматриваемый объект (что он делает), а потом в окружающем мире найти объект, который выполняет такие же или аналогичные функции.

Например:

Машина – лошадь, ослик, муравей, поезд, сороконожка, птица.

Ветер – вентилятор, пылесос, дыхание.

Петух – будильник, радио, солнышко, гром.

Аналогию можно провести по цвету:

Солнце – одуванчик, лимон, лиса.

Летний лист – огурец, виноград, танк

Можно находить прямые аналогии по ситуации или по различным положениям или состояниям явлений и предметов.

Например:

Переполненный автобус – игрушки в ящике, огурцы в бочке, деньги в кошельке, вещи в шкафчике, песок в ведёрке.

Тихий час – утро в лесу, закат, затишье перед бурей.

Интересны прямые аналогии по свойствам. Но при этом необходимо дополнительно отвечать на вопрос какой?

Например:

Резиновый – шарик, мяч, купальная шапочка.

Упругий – мяч, зонт, ветер, струя.

Можно применить комплексную прямую аналогию при рассматривании одного объекта.

Например:

ДВЕРЬ

По форме: шоколад, картина, фантик.

По функции: веки, рот, крышка, зонт, чемодан.

По свойствам:

Деревянная – сундук, шкаф, ветка.

Легкая – бабочка, лепесток.

По цвету: облако, снег, вата, мороженое.

ФАНТАСТИЧЕСКАЯ аналогия позволяет отказаться стереотипов, снять психологическую инерцию, пойти неизвестным ранее путём. Она способна любую ситуацию, любое действие перенести в сказку и рассматривать волшебство, фантастических сказочных зверей, насекомых, пришельцев с других планет для решения задачи, для выхода из создавшейся ситуации.

Когда удаётся найти фантастическое или сказочное решение задачи, необходимо определить, что мешает решить задачу подобным образом в реальных условиях, и постараться обойти это препятствие.

Не стоит отказываться от нереальных аналогий, они пригодятся для составления с новыми героями и необычными приключениями.

Например: если предложить детям описать, как они представляют себе сказочную школу, сказочные уроки, экскурсии, фантастический праздник, то они высказывают неожиданные идеи.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ аналогия включает в себя обобщённый, абстрактный словесный или графический образ объекта. Это метафора, раскрывающая свойства объекта. С символической аналогией мы часто сталкиваемся в жизни. Речь записывается буквами – символами звуков, количество – цифрами.

Символическая аналогия может быть словесной или графической.

При графической аналогии одним символом обозначается реальный образ или несколько образов с выделением общих признаков.

Графической аналогией детей подводят к понятию – приёму «свёртывание» - умению выделять самое главное в образе.

Чаще всего символическое изображение детям дают  взрослые. Но если мы хотим развить у ребёнка богатое воображение, способность к преобразованиям, умение обнаруживать скрытые зависимости и связи, а также мышление нестандартными образами, надо научить его графическую аналогию самостоятельно.

А. Страунинг предлагает начинать с самого простого.

Например:

Игра «Что в круге?»

Дети учатся условно изображать любые предметы, классифицировать их.

Рисуем на доске кружочки или другие геометрические фигуры и при этом перечисляем: «Это яблоко, это груша, это слива…»

Дети сразу понимают, какие предметы перечисляют, и называют недостающие. Потом необходимо обвести эти кружочки большим кругом и спросить: «А где это все бывает? Тогда круг – это что?» Главная задача игры – показать детям, что разные предметы можно обозначить одинаковыми геометрическими фигурами.

Словесная символическая аналогия позволяет кратко передать содержание или смысл чего-либо словами – символами. Вместо длинного текста можно составить короткий, если каждое предложение или даже абзац обозначить словесным символом, точно передающим содержание. Например:

«На горке»

Ах! Ох! Ух! Ой! Эй! Ай-я-я!

Уй- ю-юй! Эх! Ах! Ух! Ох! Всё!

В основе личной аналогии лежит принцип отождествления себя с рассматриваемым или представляемым объектом. Решающий задачу ребенок вживается в образ объекта. Выработать это умение позволяет ряд упражнений. Страунинг предлагает использовать художественные произведения, в которых отражается точка зрения литературных героев.

Например:

ДВА ОТЦА

На лужайке сидел Рыболов,

Терпеливо копал червяков.

Увидал Рыболова Скворец

И решил:

- Настоящий отец.

Ищет корм

Даже лучше, чем я…

Видно,

Тоже большая семья!                                              Тим Собакин.

При выполнении следующих заданий личная аналогия позволяет представить себя тем предметом, о котором идёт речь в задаче.

            Задание №1

Можно «наполнить» ребёнка образом и он превращается в фею или робота, цветок или птицу со своим характером и поведением.

            Задание №2

Демонстрация опыта опущенная на воду бумажная лодочка быстро размокает. Что надо сделать, чтобы  бумага, из которой сделана лодочка, не намокла?

            Для решения задачи предлагается использовать аналогию, выяснить, почему утки и гуси не намокают, плавая в воде. Подумав ребята нашли решение – смазать внешнею поверхность лодочки жиром.

Задание №3

            Представь, что на какое-то время ты можешь стать домашним животным. Представь, что ты превратился в попугая, собаку, лошадь или кошку. Что бы ты ел? Чем занимался днём? Где бы ты спал? Кто был бы твоим хозяином?

            Использование перечисленных выше заданий способствующих активизации творческого мышления позволило учащимся овладеть следующими качествами:

1). дети научились свободно ориентироваться в окружающем мире;

2). дети увидели непрерывную динамику мира, то есть усвоили понятие об изменяемости везде и во всём;

3). учащиеся стали замечать противоречия в окружающем мире – и как результат начали пытаться искать решения;

4). дети научились применять приемы фантазирования зрительно и в действии представлять фантастические объекты;

5). дети стали сочувствовать, сопереживать людям, животным, растениям и даже предметам.

Категория: Мои статьи | Добавил: Оч@ров@шк@ (10.10.2012)
Просмотров: 2214 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz