Меню сайта

Категории раздела
Мои статьи [9]

Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 18

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная

Регистрация

Вход
Приветствую Вас Гость | RSS


Сайт учителя начальных классов
Савинцевой Светланы Александровны


Пятница, 29.03.2024, 16:58
Главная » Статьи » Мои статьи

РАДОСТЬ В ДЕТСКИХ РУКАХ. СТАРООСКОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА

Вид занятия: декоративное рисование.

 

Тема урока:

«РАДОСТЬ В ДЕТСКИХ РУКАХ. СТАРООСКОЛЬСКАЯ ГЛИНЯНАЯ ИГРУШКА».

 

 Цель урока:

1. познакомить детей с глиняной расписной игрушкой старооскольских мастеров, познакомить с элементами и цветовой гаммой основного узора;

2. развивать умение и навыки работы с кистью, развивать чувство ритма, цвета, творческое воображение, интерес;

3. вызвать у детей интерес к народному искусству, эмоциональную отзывчивость на изображение животных, людей и  воспитывать чувство прекрасного.

Оборудование: игрушки из различных материалов, таблицы с тремя основными глиняными игрушками и Старооскольские игрушки, таблицы с элементами росписи.

План:

 1. Организационная часть

2. Сообщение темы и целей урока

3. Актуализация опорных знаний.

4. Объяснение нового материала:

 а) вступительная беседа

б) рассказ о Старооскольской глиняной игрушке

5.Творческая работа учащихся, роспись глиняной игрушки:

6. Анализ выполненных работ.

7. Итог урока.

8.  Уборка рабочего места.

 

Ход урока.

1. Орг. момент

Сели прямо, плечи расправили,

Ноги вместе на пол поставили.

Сегодня на уроке вам понадобится карандаш, кисти, краски, бумага, баночка для воды.

Проверьте, все ли у вас есть на столах? Тогда приступаем к работе.

2. Сообщение темы и целей урока:

Сегодняшний наш урок будет посвящен декоративно-прикладному искусству. Мы поговорим о Старооскольских мастерах и Старооскольской глиняной игрушке, о её особенностях.

3. Актуализация опорных знаний.

Вспомним, что такое декоративно-прикладное искусство? (Это искусство оформления разных окружающих нас вещей узорами, орнаментами).

Какие предметы можно отнести к декоративно-прикладному искусству? Назовите их?

У кого дома есть вещи, относящиеся к декоративно-прикладному искусству?

Почему их можно отнести к декоративно-прикладному искусству?

4. Изучение нового материала.

а). Вступительная беседа.

          Посмотрите на выставку игрушек, сделанные нашими старооскольскими мастерами. Они также относятся к декоративно-прикладному искусству.

Чем они отличаются? (Сделаны из разного материала).

Игрушки делают из того материала, в зависимости какой природный материал преобладает в местности.

Например, деревянные игрушки изготавливались в местах, богатых лесами.

 Русский Север – одно из таких мест. Здесь каждый крестьянин, охотник и рыболов владел топором, как заправский мастер. Он мог сам себе и дом срубить, и убрать его деревянными украшениями, и наполнить деревянной утварью. А игрушки он мастерил как забаву.

А вот куклы- марионетки изготавливались в Древнем Египте и в Древней Греции. Это были небольшие статуэтки из слоновой кости, всего 30 – 40 сантиметров высотой. Руки у них были  подвижными и управлялись нитками. Но имя « марионетки» куклы  получили гораздо позднее.

Наши бабушки зимними вечерами делали игрушки из тряпочек, из соломы.    

А теперь посмотрите на эти игрушки и скажите, из чего сделаны они?

Правильно, они сделаны из глины. Наша область богата многими природными ресурсами, но широкое применение получила глина.

А что такое глина? (Глина – это горная порода, образуется в природе при разрушении гранита, глину добывают в карьерах).

 Что еще делают из нее? (Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, цветочные горшки, посуду, красивые вазы).

Как вы думаете, почему именно глину используют для лепки различных предметов?  (Влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью).

Обожженные изделия из глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» - глина).

 Игрушки из глины можно увидеть на выставках, в музеях. В народном промысле известны три основные игрушки.

Давайте вспомним какие именно?

1.      Дымковская

2.      Каргопольская

3.      Филимоновская

Чем они отличаются между собой? (формой, орнаментом)

От чего зависит название игрушек? (от названия той местности, где делают игрушки)

Эти игрушки самые знаменитые. Кроме трех основных игрушек существуют и другие. В каждой местности есть свои игрушки. У нас это наша Старооскольская глиняная игрушка.

б). Рассказ о Старооскольской  глиняной игрушке.

Одним из древнейших промыслов нашего края был гончарный. Способствовали его развитию многочисленные залежи прекрасных глин.

  В Старом Осколе глиняную игрушку лепили практически все семьи гончаров. Староорооскольской глиняной игрушке 265 лет, появилась в конце 17 в начале 18 века. 

 В основном игрушки лепили женщины и дети в свободное время, что позволяло заработать дополнительные деньги. Лепили игрушки из той глины, которая оставалась – из отходов.

 Только в конце 19 века появились игрушечники-ремесленники, то есть люди, которые занимались только изготовлением игрушек, их продажей.

Старооскольские мастера-игрушечники, в народе их называли свистюлишники,  использовали в своей работе различные виды глины: беложгущуюся, её добывали зимой и красножгущуюся, то есть это  белую, красную, синюю, желтую и бежевую. 

Глиняные игрушки участвовали в магических обрядах, являлись оберегами-богами, то есть оберегали людей от злых духов. Каждая игрушка была наделена особым смыслом, люди очень уважительно относились к игрушкам. О них сочиняли стихи, песни и сказки.

Но с появлением фабрик и заводов, гончарное дело стало исчезать и вскоре уже никто не занимался изготовлением глиняных игрушек. В 1615 году было лишь 3 гончара. 

Возродили эту игрушку сестры Ольга и Наталья Михайловны Гончаровы в 1985году. Они научили других мастеров и сейчас их делают целые семьи: Пырьева, Шевченко, Шереметьева, Лобынцева. Каждый из этих мастеров использовали для изготовления игрушки свою глину. Сёстры Гончаровы  использовали беложгущуюся глину. Пырьева Валентина Павловна использовала много видов глины, но остановилась на бежевой глине.  Каждая Старооскольская игрушка-это свисток. Старооскольская игрушка не похожа на другие. Она более простая по форме, лаконична, очень гармонична, сохранила наивную народность. Глиняные игрушки очень разнообразны, вы видите на выставке: медведь, коник, козлик, уточка, баранчик и другие. Видите, как ласково называют игрушки в народе. Каждая игрушка имеет свою символику, так например, женщина означает символ плодородия, баранчик-символ могущества, символ  быстрого роста и здоровья детей, коник – символ Солнца, коровка – связана в народной культуре с небесной водой, облаками, осадками. А фигурка мужчины на коне, с военной выправкой, но без оружия, стал символом Старого Оскола.

Для росписи игрушек использовали акварельные краски, специальные керамические краски и расписывали с помощью кисточки, используют различные элементы росписи.

Каждый элемент росписи имеет свое значение.

Черная полоска означает символ земли, выше неё зелёная – это трава.

Горизонтальная волна синего цвета означает ручей, река, а вертикальная – дождь.

Ромбы означают вспаханное поле, а с ростками засаженное поле. Круг означает солнце, круг с точками – солнце с лучиками. Все эти узоры наносятся в определенных местах: волны – на руке человека; ромбы – на тельце, знак дерева на ножках животных, на юбках дам.

Для игрушек большое значение имеет и цвет. Каждый цвет также имеет свою символику: вот, например, желтый,

Что может обозначать этот цвет?  (солнце). Синий – вода, красный – победа, зеленый – трава, черный – земля.

По традиции игрушку не закрашивают полностью. После того, как ее слепили, игрушку обжигают и чем темнее глина, тем белее будет игрушка. Расписывают игрушку двумя-тремя цветами.

5. Роспись глиняной игрушки.

А теперь поучимся расписывать саму игрушку.

Но прежде подарим нашим гостям небольшой сувенир. Пусть этот баранчик принесет вам здоровья, а также   рост во всех ваших делах. 

6. Анализ выполненных работ.

Выставка работ учащихся и их обсуждение, выделение наиболее удачных. Исправление ошибок при росписи.

7. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Что повторили во время урока?

Чему учились сегодня на уроке?

8. Уборка рабочего места.

Категория: Мои статьи | Добавил: Оч@ров@шк@ (21.08.2012)
Просмотров: 4554 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024 Бесплатный конструктор сайтов - uCoz